Диагностика рабочих лопаток турбомашинС.В.Алексеев, В.А.Смирнов, к.т.н.Рассмотрен метод диагностирования рабочих лопаток турбомашин, позволяющий определять трещины, забоины, вмятины и другие дефекты, которые могут привести к разрушению лопатки. Основное внимание уделено возможности практического применения этого метода для диагностики лопаток турбомашин. ВведениеДиагностирование дефектов рабочих лопаток турбомашин в процессе их работы является сложной инженерной задачей, от эффективности решения которой зависит долговечность и безопасность эксплуатации турбоагрегатов. Решению этой задачи посвящено большое количество исследований во всем мире, тем не менее, надежных методов диагностирования очень мало. Диагностика на основе анализа вибрационных сигналов - один из наиболее распространенных методов. Сложность его использования заключается в том, что генерируемый лопатками в процессе работы информативный сигнал достаточно сложно отделить от других источников, создающих шумовой фон. Образование трещин на лопатках определяется условиями их нагружения. Лопатки в процессе работы подвергаются многоцикловым нагрузкам на рабочих режимах и малоцикловым нагрузкам высокой амплитуды при прохождении резонанса в процессе разгона - остановки агрегата. Именно малоцикловая усталость приводит к образованию микротрещин на лопатках, которые в дальнейшем развиваются под действием многоцикловых нагрузок. Как правило, при диагностировании лопаток, задача состоит в обнаружении имеющейся трещины на возможно ранней стадии развития, в этой связи, информативными могут быть процессы аэродинамического взаимодействия рабочих и направляющих лопаток. В результате аэродинамического взаимодействия, за каждой рабочей лопаткой в ступени образуется закромочный след, форма которого зависит от характера колебаний рабочих лопаток, что в свою очередь определяется ее жесткостью (есть трещина или нет) и состоянием поверхности лопатки (выбоины, вмятины и т.п.). ТеорияИдеальная форма закромочного следа лопатки (рис. 1) описывается квадратом косинуса согласно следующему выражению:
Vmax - максимальная дополнительная скорость потока в следе; S* - физическая ширина следа. Импульс вида (1) воздействует на направляющие лопатки Z раз за один оборот ротора (Z - количество рабочих лопаток в ступени), в спектральной области результат такого взаимодействия можно представить рядом гармоник кратности Z вида:
ωp - угловая частота вращения ротора; l = 1, 2, 3... - номера гармоник; φl - фазовый угол; t - время. Выражение (2) представляет собой вклад диагностируемой ступени в суммарный виброакустический процесс, сопровождающий работу турбомашины. Последний достаточно хорошо описывается суммой гармонических составляющих и случайного шума:
ζ(t) - случайный шум. Для того, чтобы выделить информативную часть (2) из общего сигнала (3) необходимо провести когерентное накопление с периодом T=1/zfp (fp - частота вращения ротора). При этом отношение сигнал-шум на выходе накопителя будет определяться количеством усреднений. Для синхронизации начала накопления в каждом периоде, оно проводится с внешней частотой выборки кратной zfp умноженной на 2n, где n - целое число. Низкочастотная часть сигнала (роторные гармоники) отсекаются с помощью аналогового фильтра. Выделенная часть сигнала относится только к рабочим лопаткам диагностируемой ступени. Параметры искажения этой формы (спектральные, фазовые, статистические), которые проявляются при возникновении дефектов лопатки, могут быть использованы в качестве диагностических признаков состояния рабочих лопаток. В качестве таких признаков можно использовать, например:
Вышеперечисленные признаки можно использовать как отдельно, так и в виде сформированного определенным образом диагностического параметра. Практическая реализация метода обнаружения дефектных лопатокНа практике рассмотренный способ реализован на конвертированных авиационных двигателях НК-12СТ, входящих в состав газоперекачивающих агрегатов ГПА-Ц-6,3, у которых в процессе эксплуатации наблюдались довольно частые разрушения лопаток 1-й ступени. Обнаружение трещин лопаток осуществлялось с помощью анализа вибрации корпуса двигателя, измеренной вибродатчиком в плоскости ступени. Метод проверялся как на разгонном стенде с установленной ступенью, так и на реальном двигателе НК-12СТ на стенде завода-изготовителя. В первом случае трещина на лопатке имитировалась с помощью надреза на 1/3 высоты лопатки от корня. Во втором - микротрещину на лопатке получали с помощью звукового генератора, затем лопатка устанавливалась в двигатель, который работал в рабочем режиме. Для увеличения размеров трещины двигатель разгонялся до резонансной частоты лопатки (около 70 Гц), на которой выдерживался несколько секунд, после чего выводился на рабочий режим и работал некоторое время, необходимое для измерения вибрации. Было проведено три таких цикла, после каждого цикла проводилась дефектация лопатки для контроля роста трещины с помощью ультразвукового дефектоскопа. На рабочем режиме для контроля кроме вибрации измерялся зазор между корпусом двигателя и верхней кромкой лопатки ступени бесконтактным датчиком. После последнего (третьего) цикла трещина достигла примерно 40% от ширины лопатки. Для анализа вибрационного сигнала применялась процедура, описанная выше. Сравнительные характеристики дефектной и бездефектной лопатки приведены на рис. 2,3,4 (вибрация корпуса), повреждение лопатки проявляется в виде искажений исходных форм характеристик, соответствующих идеальной форме следа (выражение 1). Приведенные характеристики являются типичными для турбомашины, имеющей трещиноподобные дефекты рабочих лопаток, что неоднократно подтверждалось в эксплуатации на реальных агрегатах. На основании полученных результатов типовой процесс диагностирования рабочих лопаток турбомашин можно представить следующей последовательностью операций:
ЗаключениеПрограммное обеспечение, реализующее рассмотренный метод для агрегатов ГПА-Ц-6,3, поставляется в составе портативной вибродиагностической системы ДСА-2001. Для применения метода на больших стационарных турбоагрегатах других типов требуется проведение дополнительных исследований. ![]() ![]() Рис. 1. Форма закромочного следа рабочей лопатки. ![]() ![]() Рис. 2. Форма когерентно накопленного сигнала:
а) для исправной лопатки; б) для лопатки с трещиной. ![]() ![]() Рис. 3. Спектр когерентно накопленного сигнала:
а) для исправной лопатки; б)для лопатки с трещиной. ![]() ![]() Рис. 4. Фазовая характеристика когерентно накопленного сигнала:
а) для исправной лопатки; б) для лопатки с трещиной. | |||||||||||||||||||||
|