ДИАГНОСТИКА
РАБОЧИХ ЛОПАТОК ТУРБОМАШИН
С.В..Алексеев, В..А.Смирнов, к.т.н.
Рассмотрен
метод диагностирования рабочих лопаток турбомашин, позволяющий определять
трещины, забоины, вмятины и другие дефекты, которые могут привести к разрушению
лопатки. Основное внимание уделено возможности практического применения
этого метода для диагностики лопаток турбомашин.
ВВЕДЕНИЕ
Диагностирование дефектов рабочих лопаток турбомашин в процессе
их работы является сложной инженерной задачей, от эффективности решения
которой зависит долговечность и безопасность эксплуатации турбоагрегатов.
Решению этой задачи посвящено большое количество
исследований во всем мире, тем не менее, надежных методов диагностирования
очень мало. Диагностика на основе анализа вибрационных сигналов - один
из наиболее распространенных методов. Сложность его использования заключается
в том, что генерируемый лопатками в процессе работы информативный сигнал
достаточно сложно отделить от других источников, создающих некий шумовой
фон.
Образование трещин на лопатках определяется условиями
их нагружения. Лопатки в процессе работы подвергаются многоцикловым нагрузкам
на рабочих режимах и малоцикловым нагрузкам высокой амплитуды при прохождении
резонанса в процессе разгона - остановки агрегата. Именно малоцикловая
усталость приводит к образованию микротрещин на лопатках, которые в дальнейшем
развиваются под действием многоцикловых нагрузок.
Как правило, при диагностировании лопаток, задача
состоит в обнаружении имеющейся трещины на возможно ранней стадии развития,
в этой связи, информативными могут быть процессы аэродинамического взаимодействия
рабочих и направляющих лопаток.
В результате аэродинамического взаимодействия, за
каждой рабочей лопаткой в ступени образуется закромочный след, форма которого
зависит от характера колебаний рабочих лопаток, что в свою очередь определяется
ее жесткостью (есть трещина или нет) и состоянием поверхности лопатки
(выбоины, вмятины и т.п.).
ТЕОРИЯ
Идеальная
форма закромочного следа лопатки (фиг.1) описывается квадратом косинуса
согласно следующему выражению:
,(1)
где
V - дополнительная скорость потока в следе;
Vmax - максимальная дополнительная cкорость потока
в следе;
S* - физическая ширина следа.
Импульс вида (1) воздействует на направляющие лопатки
Z раз за один оборот ротора (Z - количество рабочих лопаток в ступени),
в спектральной области результат такого взаимодействия можно представить
рядом гармоник кратности Z вида:
, (2)
где
Al - амплитуды гармоник с частотами lzp;
p-
угловая частота вращения ротора;
l = 1, 2, 3...- номера гармоник;
l-
фазовый угол;
t- время.
Выражение (2) представляет собой вклад диагностируемой
ступени в суммарный виброакустический процесс, сопровождающий работу турбомашины.
Последний достаточно хорошо описывается суммой гармонических составляющих
и случайного шума:
, (3)
где
Ai - амплитуды гармонических спектральтных составляющих (роторные, подшипниковые,
зубчатые и др.);
-
случайный шум.
Для того, чтобы выделить информативную часть (2) из
общего сигнала (3) необходимо провести когерентное накопление с периодом
T= 1/zfp (fp- частота вращения ротора). При этом отношение сигнал-шум
на выходе накопителя будет определяться количеством усреднений. Для синхронизации
начала накопления в каждом периоде, оно проводится с внешней частотой
выборки кратной zfp умноженной на 2 в степени n, где n- целое число. Низкочастотная
часть сигнала (роторные гармоники) отсекаются с помощью аналогового фильтра.
Выделенная часть сигнала относится только к рабочим
лопаткам диагности-руемой ступени. Параметры искажения этой формы (спектральные,
фазовые, статистические), которые проявляются при возникновении дефектов
лопатки, могут быть использованы в качестве диагностических признаков
состояния рабочих лопаток.
В качестве таких признаков можно исльзовать, например:
- коэффициент нелинейности спектра лопаточных гармоник исследуемой ступени:
, (4)
где
Al - амплитуды высших гармоник когерентно накопленного спектра лопаточных
гармоник, начиная со 2-й ;
A1 - амплитуда 1-й гармоники;
- коэффициент эксцесса плотности вероятности распределения
амплитуд:
,
(5)
где
- центральный момент четвертого
порядка;
- среднее квадратичное отклонение;
- отклонение формы сигнала от идеальной, соответствующей
бездефектному состоянию лопаток (выражение 1)
,
(6)
где
xk, xmin, xmax - соответственно текущие, минимальные и максимальные ординаты
формы когерентно накопленного сигнала.
Выше перечисленные признаки можно использовать как отдельно, так и в виде
сформированного определенным образом диагностического параметра.
ПРАКТИЧЕСКАЯ
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ОБНАРУЖЕНИЯ ДЕФЕКТНЫХ ЛОПАТОК
На практике рассмотренный способ реализован на конвертированных
авиационных двигателях НК-12СТ, входящих в состав газоперекачивающих агрегатов
ГПА-Ц-6,3, у которых в процессе эксплуатации наблюдались довольно частые
разрушения лопаток 1-й ступени. Обнаружение трещин лопаток осуществлялось
с помощью анализа вибрации корпуса двигателя, измеренной вибродатчиком
в плоскости ступени.
Метод проверялся как на разгонном стенде с установленной
ступенью, так и на реальном двигателе НК-12СТ на стенде завода-изготовителя.
В первом случае трещина на лопатке имитировалась с
помощью надреза на 1/3 высоты лопатки от корня. Во втором - микротрещину
на лопатке получали с помощью звукового генератора, затем лопатка устанавливалась
в двигатель, который работал в рабочем режиме. Для увеличения размеров
трещины двигатель разгонялся до резонансной частоты лопатки (около 70
Гц), на которой выдерживался несколько секунд, после чего выводился на
рабочий режим и работал некоторое время, необходимое для измерения вибрации.
Было проведено три таких цикла, после каждого цикла проводилась дефектация
лопатки для контроля роста трещины с помощью ультразвукового дефектоскопа.
На рабочем режиме для контроля кроме вибрации измерялся зазор между корпусом
двигателя и верхней кромкой лопатки ступени бесконтактным датчиком. После
последнего (третьего) цикла трещина достигла примерно 40% от ширины лопатки.
Для
анализа вибрационного сигнала применялась процедура, описанная выше.
Сравнительные характеристики дефектной и бездефектной
лопатки приведены на рис. 2,3,4 (вибрация корпуса), повреждение лопатки
проявляется в искажении исходных форм характеристик, соответствующих идеальной
форме следа (выражение 1).
Приведенные характеристики являются типичными для
турбомашины, имеющей трещиноподобные дефекты рабочих лопаток, что неоднократно
подтверждалось в эксплуатации на реальных агрегатах.
На основании полученных результатов типовой процесс
диагностирования рабочих лопаток турбомашин можно представить следующей
последовательностью операций:
1. Измерение виброакустического сигнала турбомашины с помощью датчика
ускорений (преобразование вибрации в электрический сигнал).
2. Нормирование и усиление электрического сигнала.
3. Формирование опорного сигнала запуска путем умножения частоты вращения
ротора турбомашины на количество лопаток в диагностируемой ступени.
4. Формирование сигнала внешней выборки путем умножения частоты опорного
сигнала запуска на 2 в степени n.
5. Когерентное накопление сигнала для выделения информативной части.
6. Быстрое преобразование Фурье полученного сигнала.
7. Получение диагностических характеристик (выражения 3-5).
8. Сравнение полученных признаков с идеальными, соответствующих исправному
состоянию.
9. Формирование тренда изменения диагностического признака.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Программное
обеспечение, реализующее рассмотренный метод для агрегатов ГПА-Ц-6,3,
поставляется в составе портативной вибродиагностической системы ДСА-2001.
Для применения метода на больших стационарных турбоагрегатах других типов
требуется проведение дополнительных исследований.
Рис.1.
Форма закромочного следа рабочей лопатки.
Рис.2.
Форма когерентно накопленного сигнала:а) для исправной лопатки; б) для
лопатки с трещиной.
Рис.3.
Спектр когерентно накопленного сигнала:
а) для исправной лопатки; б)для лопатки с трещиной.
Рис.4.
Фазовая характеристика когерентно накопленного сигнала:
а) для исправной лопатки; б) для лопатки с трещиной.
|